Актуальный вопрос 44 ФЗ
04.09.2014 10:51
  1. В каком порядке заказчик заключает контракт с единственным поставщиком, если аукцион признан несостоявшимся?
  2. Предоставляются ли преференции, предусмотренные Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155, при закупке у единственного поставщика, если процедура закупки признана несостоявшейся?
  3. Необходимо ли прилагать к отчету об исполнении контракта платежные поручения?
  4. Правомерно ли отклонить заявку на участие в электронном аукционе из-за того, что в ней приведены диапазонные значения характеристик товара, а не его конкретные показатели?
  5. В каком порядке заказчик должен представлять для включения в реестр контрактов сведения об исполнении и оплате отдельных этапов контракта?
  6. Расширен перечень случаев осуществления закупок у единственного поставщика.
  7. В типовое положение (регламент) о контрактной службе внесены изменения.
  8. Вправе ли заказчик предусмотреть в контракте порядок расчета неустойки исходя из общей стоимости контракта без учета объема выполненных работ?

 

В каком порядке заказчик заключает контракт с единственным поставщиком, если аукцион признан несостоявшимся?

Для заключения контракта с единственным поставщиком в случае, если электронный аукцион признан несостоявшимся, заказчик должен получить согласие органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок (п. 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ; далее - Закон N 44-ФЗ).

Частью 2 ст. 70 Закона N 44-ФЗ установлено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе (на официальном сайте) протокола подведения итогов аукциона заказчик обязан разместить проект контракта без своей подписи. Указанный проект должен быть подписан участником в течение пяти дней с даты его размещения заказчиком.

При соотношении данных норм возникает неопределенность в понимании того, в какой последовательности заказчик должен осуществить перечисленные действия.

Минэкономразвития России в п. 8 Письма от 19.08.2014 N Д28и-1616 разъясняет, что исходя из системного единства норм ст. 70 и п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчик должен предварительно согласовать заключение такого контракта с контрольным органом. Только после этого он вправе начинать процедуру заключения контракта, предусмотренную ст. 70 Закона N 44-ФЗ. В противном случае заказчик, направив проект контракта, заключение которого не согласовано с контрольным органом, участнику, может ввести его в заблуждение, обязывая преждевременно нести финансовые расходы на получение обеспечения исполнения контракта.

Важно! Нарушение порядка и сроков направления в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации и документов для согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 50 000 руб.

 

Предоставляются ли преференции, предусмотренные Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155, при закупке у единственного поставщика, если процедура закупки признана несостоявшейся?

Если заявка содержит предложение о поставке товаров российского, белорусского и (или) казахстанского происхождения, которые входят в перечень, установленный Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155, заказчик должен предоставлять преференции в отношении предлагаемой цены контракта в размере 15 процентов. Предоставление таких преференций предусмотрено только для определенных способов закупки: конкурс, аукцион и запрос предложений.

Остается неясным, применяются ли преференции, если после признания процедуры закупки несостоявшейся контракт заключается на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ с единственным поставщиком, который предлагает к поставке товары российского, белорусского и (или) казахстанского происхождения?

Поскольку заключение контракта в соответствии с названной нормой является одним из видов закупки у единственного поставщика, то представляется, что в этом случае указанные положения о предоставлении преференций не применяются. Данная позиция также отражена в п. 9 Письма Минэкономразвития России от 19.08.2014 N Д28и-1616, в котором рассмотрено заключение контракта с единственным поставщиком при признании аукциона несостоявшимся. Учитывая сходное правовое регулирование, считаем, что данная позиция государственного органа применима, если закупка у единственного поставщика осуществляется при признании несостоявшимся конкурса или запроса предложений.

 

Необходимо ли прилагать к отчету об исполнении контракта платежные поручения?

Заказчик в соответствии с ч. 9 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ обязан отразить информацию о поставленном товаре (выполненной работе, оказанной услуге) в отчете, размещаемом в единой информационной системе (на официальном сайте). К такому отчету должно прилагаться заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) и документ о приемке результатов либо иной, определенный законодательством РФ документ (ч. 10 ст. 94 указанного Закона).

Требования прилагать к отчету другие документы (в том числе платежные поручения по контракту) законодательством РФ, в том числе Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093 "О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения", не установлены.

Также Минфин России в Письме от 07.07.2014 N 02-02-06/32616 отмечает, что прилагать к отчету об исполнении контракта платежные поручения заказчика не нужно. При этом в разделах III и IV отчета, утвержденного названным Постановлением, графа "Документ, подтверждающий исполнение" по показателям 1 и 2 не заполняется, по показателям 3 и 4 приводятся только наименование и реквизиты документов, подтверждающих исполнение обязательств по оплате или поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг).


Правомерно ли отклонить заявку на участие в электронном аукционе из-за того, что в ней приведены диапазонные значения характеристик товара, а не его конкретные показатели?

 

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ участник электронного аукциона обязан в первой части заявки привести конкретные показатели товара, соответствующие значениям, которые заказчик установил в документации. Если такая информация не представлена, заказчик должен отказать в допуске к участию в электронном аукционе (п. 1 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).

Ранее аналогичные нормы содержались в пп. "б" п. 1 ч. 4 ст. 41.8, ч. 4 ст. 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ. По рассматриваемому вопросу практика контролирующих органов и судов, связанная с осуществлением закупок в соответствии с перечисленными нормами, складывалась неоднозначно.  

В рамках применения норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ Минэкономразвития России в п. 4 Письма от 19.08.2014 N Д28и-1616 дало следующие разъяснения по данному вопросу. Если в заявке отсутствуют конкретные показатели товара или содержатся диапазонные значения его характеристик (в частности, вследствие копирования данных технических регламентов, стандартов и т.д.), то это является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе в силу положений ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. При этом для оценки правомерности допуска к торгам необходимо изучить документацию об аукционе.

Кроме того, в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе заказчики должны предусматривать положение, согласно которому недопустимо включать в заявку диапазонные значения из технических регламентов, стандартов и т.д. вместо конкретных показателей товара.

 

В каком порядке заказчик должен представлять для включения в реестр контрактов сведения об исполнении и оплате отдельных этапов контракта?

 

Заказчик направляет в Федеральное казначейство для включения в реестр контрактов информацию об исполнении и оплате контракта (п. 10 ч. 2 ст. 103 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ). Исполнение контракта может предусматривать в том числе приемку и оплату его отдельных этапов (п. 2 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ). Сведения об исполнении контракта по каждому факту оплаты этапа включаются в названный реестр (см.: Новое в закупках. Выпуск от 14.07.2014).

Однако возникает вопрос: когда заказчик должен представлять сведения для включения их в реестр - после каждого исполнения (оплаты) очередного этапа контракта или после завершения всех этапов?

В связи с тем что положения указанного Закона не предусматривают обязанности заказчика направлять сведения сразу после исполнения (оплаты) очередного этапа контракта для включения их в реестр контрактов, они должны направляться только после завершения всех этапов контракта. Данный вывод подтверждается Письмом Казначейства России от 30.05.2014 N 42-5.7-09/5.

 

Расширен перечень случаев осуществления закупок у единственного поставщика.

С 22.07.2014 вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2014 N 224-ФЗ, которым были внесены изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

Так, расширен перечень случаев закупок у единственного поставщика: органам исполнительной власти и органам местного самоуправления предоставлена возможность заключать контракты на приобретение жилых помещений экономического класса.

Заключение данного контракта возможно, если будут выполнены следующие условия:

- единственным поставщиком в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ заключен договор об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса (далее - договоры об освоении территории);
- в договорах об освоении территории предусмотрена возможность заключения государственных и (или) муниципальных контрактов.

В указанном случае контракт с единственным поставщиком заключается в соответствии с положениями о цене и сроках, содержащимися в договорах об освоении территории.

 

В типовое положение (регламент) о контрактной службе внесены изменения.

 

В соответствии с Приказом  Минэкономразвития России от 26.05.2014 N 294 "О внесении изменений в Типовое положение (регламент) о контрактной службе, утвержденное приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 631" (зарегистрирован в Минюсте России 23.07.2014) в указанное положение внесены в том числе следующие изменения:

- введено полномочие контрактной службы по организации включения в реестр контрактов информации о заключении контрактов;

- исключено полномочие контрактной службы по разработке типовых контрактов (типовых условий контрактов) заказчика;

- уточнено, что руководителем контрактной службы может быть также руководитель заказчика.

Данные изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования. До настоящего времени указанный Приказ не был опубликован.

 

Вправе ли заказчик предусмотреть в контракте порядок расчета неустойки исходя из общей стоимости контракта без учета объема выполненных работ?

 

Установление в контракте, заключаемом в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, порядка расчета неустойки от общей стоимости контракта (без учета объема выполненных обязательств) является неправомерным. Согласно п. 6 Порядка определения размера неустойки в виде штрафов и пеней (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063) размер неустойки должен уменьшаться на сумму, пропорциональную объему фактически выполненных исполнителем обязательств.

Однако в рамках действия Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ указанный вопрос не имел такого четкого решения. Нормы ч. 11 ст. 9 данного Закона устанавливали лишь нижний предел размера неустойки, взыскиваемой за нарушение контракта, не определяя сам порядок расчета.

Этот пробел устранен ВАС РФ. В Постановлении Президиума ВАС РФ N 5467/14 от 15.07.2014 суд отметил, что закрепление в контракте, заключенном в рамках Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, условия о расчете неустойки исходя из общей стоимости контракта без учета объема выполненных обязательств признается неправомерным. Суд пояснил, что данное условие, от которого контрагент не может отказаться, ухудшает положение последнего, являясь для него заведомо невыгодным. Включение такого условия в контракт влечет нарушение закона.

По нашему мнению, приведенные выводы ВАС РФ могут быть учтены и при применении Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, когда устанавливаются иные заведомо невыгодные для контрагента условия, так как и в этом случае участник закупки при заключении контракта лишен возможности выражать собственную волю в отношении предусмотренных заказчиком условий контракта.


http://www.consultant.ru/law/review/fed/fks2014-09-02.html
© КонсультантПлюс, 1992-2014
http://www.consultant.ru/law/review/fed/fks2014-09-01.html
© КонсультантПлюс, 1992-2014


http://www.consultant.ru/law/review/fed/fks2014-08-29.html
© КонсультантПлюс, 1992-2014
 
© Copyright ЗАО ИВроссы тел.:(3466) 45-76-13, ф.:(3466) 43-20-89.